Не будучи
искусствоведом, склоняюсь к мысли, что традиция символики изображений на могильных
памятниках сложилась в период между эпохой Ренессанса и Великой Французской
революцией. Как известно, и та, и другая эпоха широко использовали искусство и
атрибуты античного прошлого: вспомним переводы Горация и Вергилия позднего
Средневековья, всплеск почти языческой «обнаженки» в живописи Италии и Франции,
а также фригийские колпаки революционных санкюлотов и наполеоновских орлов на
знаменах, бывших некогда знаками римских легионов. Промежуточный век
Просвещения добавил толику еврейских каббалистических и масонских символов. И, естественно,
сюда же вошли художественные элементы христианской традиции. Одним словом, сложившаяся традиция совершенно эклектична.
Ранее, да и
сейчас, эта художественно-монументальная традиция распространена в странах
Западной Европы и Северной Америке. В России она существовала до революции в
«просвещенных» дворянско-буржуазных слоях и кругах крупной бюрократии.
Ниже я
постараюсь привести наиболее полный свод символов с «расшифровкой» их значения,
которые, иногда имеют несколько толкований. В особых случаях, м.б. придется
дать обширный комментарий. Пример: как-то раз набрел в интернете на фото
памятника 19 века какой-то английской матроны с изображением…пеликана. Разобрав
сопутствующие надписи, я все понял. Покойная была матерью почти десятка детей,
и, лишившись мужа, самоотверженно растила и выводила их в люди. Пеликан в средневековье был символом чадолюбия и
самоотверженной заботы о потомстве. Считалось, что в отсутствие иной пищи он
расклевывает свою грудь и выкармливает птенцов своей кровью…
ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО
В ТРЕУГОЛЬНИКЕ ИЗЛУЧАЮЩЕМ СВЕТ - такое
изображение на памятнике вызывает ассоциации с масонством, наверное, из-за
оборотной стороне долларовой купюры и обилию таковых среди «отцов-основателей»
США. Кажется, что традиционному православию такой символ не имеет ни малейшего
отношения. Я сам так долго считал, пока не обнаружил его на фронтоне Казанского
собора. Как выясняется, это – древний христианский символ Св.Троицы.
ЛАВРОВАЯ ВЕТВЬ
– элемент венка, венчающего героя и триумфатора в греко-римской традиции,
символизирующий славу и победу. В отечественную культуру вошел как скорее
светский, чем религиозный образ, отчего широко использовался в советский период
на памятниках воинских захоронений.
ДУБОВАЯ ВЕТВЬ
– отсылает нас к евангелической традиции, по которой материалом для креста, на
котором был распят Христос, послужил дуб. В силу этого носит в христианстве
особый, сакральный характер; символизирует силу, зрелость, справедливость. В
нацистской Германии использовался в противопоставлении христианской символике
как знак в петлицах высшего эсэсовского руководства на основании того, что
древние германцы проводили советы племен в дубовых рощах.
ПАЛЬМОВАЯ
ВЕТВЬ – еще одна евангелическая традиция, по которой вьезавшего в Иерусалим
Иисуса народ приветствовал пальмовыми ветвями. Воплощает собой мученичество
Христа и победу над смертью.
ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ
– символ всепрощения и мира. Когда волны Всемирного Потопа улеглись, Ной
выпустил с ковчега голубя, который слетал на Масличную гору, и вернулся оттуда
с оливковой ветвью в клюве. Из этого события Ной понял, что люди прощены Богом
и жизнь продолжится. Кстати, Масличная гора близ старого Иерусалима – место
убежища правоверных христиан в последние дни Апокалипсиса, и по пророчеству
посрамленный Антихрист бросится с нее вниз головой.
МОСТ –
связующее звено между миром земным и небесным. Те изображения, которые я видел
довольно условны, но вполне «читаются» каменные плиты («крепость веры») и один
полукруглый пролет, как в традиционном изображении замкового моста в геральдике.
Символизирует твердые религиозные устои покойного.
ЯКОРЬ – один
из ранних христианских символов, подразумевающих надежду на посмертное спасение
души. Иногда сочетался со звеньями
разорванной цепи - конец тягостей земной
жизни; или виноградной лозой, обвивавшей якорь – знаком последнего причастия «
кровью и телом Христовым». Знак профессиональной принадлежности покойного.
СЕРДЦЕ – символ
христианской любви к Богу и ближнему. Сочетание символов креста, якоря и сердца
– «вера, надежда, любовь». Сердце пронзенное мечом, известный символ
католической церкви, подразумевающий образ Девы Марии, видевшей страдания сына
на кресте, и также как распятие, часто встречается на памятниках у католиков.
ЦВЕТОК ЛИЛИИ –
один из образов Девы Марии, воплощает образ целомудрия, чистоты и невинности.
Часто изображается на памятнике умершей девушки или ребенка.
КЛЮЧ – тайна,
начало и конец, неожиданная ранняя смерть или смерть при невыясненных
обстоятельствах.
КНИГА – часто
подразумевается Библия и Евангелие: божественная мудрость, знание. Закрытая
книга – уединение, целомудрие, долгая и честная жизнь. Открытая книга и крест
поверх страниц – олицетворение искренней религиозной веры. Знак
профессиональной принадлежности учителя.
АРФА –
молитва, обращенная к Богу, радость от грядущей встречи с Создателем.
Одновременно, знак гармонии с миром и творческой жизни. На семейном памятнике
воплощение гармоничного супружества, долгих лет проведенных во взаимной любви.
Профессиональная принадлежность к творческой среде.
ДРАПИРОВКА – (
в виде занавеса, покровов и т.д.) – выражение скорби. Так задрапированная
римская урна символизирует печаль по утрате. Женские фигуры скорбящих
драпируются в длинные плащи и надвинутые на лицо капюшоны.
ФИГУРА
МЛАДЕНЦА – образ чистоты и невинности может стоять над могилой молодой девушки.
Лишь заснувший младенец свидетельствует об упокоении на этом месте малого
ребенка. Я несколько раз видел на периферии памятника ( как правило, внизу
лицевой стороны, под текстом) изображение желудя. Если дубовый лист или ветвь
(см. выше) свидетельствуют о возрастной зрелости ушедшего, то желудь говорит о
«непроросшем зерне». И одновременно, желудь означает жизнь, защиту, бессмертие.
ЧАША – сразу
на ум приходит Св.Грааль и тайная вечеря. Действительно, чаша символизирует
готовность принести себя в жертву, таинство христианского причастия и даный
обет.
ЦВЕТОК МАКА –
смерть как вечный сон
ТЕРНИИ –
сердце в окружении тернового венца – страдания Христа.
КОРОНА –
корона и крест – посмертное воздаяние за веру.
ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ –
вечная жизнь, бессмертие; перевернутый горящий факел – окончание земной жизни
или смерть последнего мужчины в семье.
БАБОЧКА –
быстротечность жизни, ранняя смерть.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
(иногда с крыльями) – быстротечность земного бытия.
РИМСКИЙ
СВЕТИЛЬНИК – бессмертие, заслуженное земными трудами и творчеством. В древнем
Риме светильник был символом интенсивной интеллектуальной деятельности
(творчество в ночной тишине, удалившись от дневной суеты): прекрасный
оратор-импровизатор Гай Юлий Цезарь подшучивал над Марком Туллием Цицероном,
говоря, что его речи пахнут «маслом ночного светильника».
РИМСКАЯ
КОЛОННА – благородно и честно прожитая жизнь, как правило – главой семейства;
та же колонна, разрушенная на вершине – ранняя смерть или смерть главы
семейства.
РОЗА –
краткость земной жизни. Распустившаяся роза (или целый букет) – неожиданная,
или смерть в самом цветущем возрасте. Роза переломленным стеблем – смерть в
юном возрасте.
ЛАДОНИ
СЛОЖЕННЫЕ В МОЛИТВЕ – небесные молитвы ушедшего за тех, кого он оставил в
земной жизни. Ладонь с вытянутым указательным пальцем вверх – указание душе
пути на небеса.
КИСТИ РУК В
РУКОПОЖАТИИ – земная память об ушедшем
друге и надежда на встречу в мире ином. Такие изображения встречались в
захоронениях древнего Египта (их смысл не ясен). В древнем Риме изображение
часто фигурирует в супружеских захоронениях, подчеркивая благополучие семейной
жизни.
ЦЕПЬ – замкнутая
в окружность цепь изображает крепость взаимоотношений в большой семье, а цепь,
разорванная в одном из звеньев – потеря одного из членов семьи.
РИМСКАЯ
ПОГРЕБАЛЬНАЯ УРНА (как правило прямоугольная или в форме вазы) – сама по себе
символизирует бессмертие и память живых. Чем либо задрапированная (см. выше)
или с колосьями злака – грусть и траур. Урна, источающая лучи света – бессмертную
дружбу с почившим и память о нем. Треснувшая урна – смерть в преклонном
возрасте.
АНГЕЛ – Ангел
с крыльями – грядущее воскрешение души. Ангел трубящий – то же самое. Ангел
плачущий – печаль и траур. Ангел, указующий на небеса – грядущая радость от
встречи с Создателем. Ангел с мечом – воздаяние за земные страдания, высшая
справедливость на небесах.
ДВЕРИ МЕЖДУ
ДВУМЯ КОЛОННАМИ – вход на небеса.
АРКА –
воссоединение с близким на небесах, победа над смертью.
ЩИТ –
воплощение искренней христианской веры и ее защиты. По-видимому, как символ
вошел в употребление значительно позже крестовых походов, так как заметно
стремление отойти от сформировавшейся геральдической пышности. Из того, что я
видел, это простой испанский щит с крестом.
СОЛНЦЕ – в
христианской системе символики элемент довольно двусмысленный (ведь ему
поклонялись и язычники), так что воспринимается не как источник, а передатчик Божественного
Света («Да будет Свет!») в его борьбе с Тьмою. Силы Зла сильны с полуночи до
рассвета и расточаются с превыми петухами. На памятниках солнце присутствует в
двух графических вариантах. Дневное солнце, источающее лучи света – символ
вечной жизни. Солнце встающее из-за горизонта – обновление, победа над тьмой и
смертью.
На что я хочу
обратить внимание. Многие из указанных символов технически осуществимы на
производстве «Смоленских мастерских». Разумеется, я имею в виду не какие-нибудь
скульптуры, а простейшие элементы ( лавровая или оливковая ветвь, римский
светильник и т.п.), которые можно легко вырубать в камне по трафарету с
последующей окраской.